Эффективная деятельность органов государственной власти является основой стабильности и развития государства. Правильная оценка эффективности имеет приоритетное значение для совершенствования государственного механизма, в связи с чем она должна проводиться исключительно на научно обоснованных методиках. В статье рассматриваются закрепленные в действующем законодательстве модели оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Доказывается, что несмотря на закрепление отдельных критериев оценки эффективности за органами исполнительной власти субъектов РФ, данные показатели относятся и к оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъекта РФ в силу их особого правового положения в системе органов государственной власти. Обосновывается, что в связи с сугубо экономической природой действующей методики оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ ее результаты не могут быть основанием применения мер конституционно-правовой ответственности.
высшее должностное лицо субъекта РФ, органы исполнительной власти субъекта РФ, эффективность государственного управления, оценка эффективности
1. Авакьян С. А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9.
2. Барциц И. Н. Конституционное право на хорошее (эффективное) управление: критерии, показатели, оценки // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 64.
3. Витрук Н. В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009.
4. Зубарев А. А., Зюбин А. А. Совершенствование оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2012. № 3.
5. Кондрашев А. А. Теория конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации. М., 2011.
6. Макарова Т. Б. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации как форма президентского контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4.
7. О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322 // СЗ РФ. 2009. № 17. Ст. 2083.
8. О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 // СЗ РФ. 2012. № 53. Ч. 2. Ст. 7860.
9. По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной думы: постановление Конституционного суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 32-П // СЗ РФ. 2012. № 53. Ч. 2. Ст. 8062.
10. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан: постановление Конституционного суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 13-П // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 336.
11. Рахманкулов И. Ш., Рахманкулова Г. И. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Казанский экономический вестник. 2012. № 1.
12. Российская газета. 2011. 23 дек.
13. Российская газета. 2012. 13 дек.
14. О Логинове В. А.: указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2005 г. № 272 // СЗ РФ. 2005. № 11. Ст. 934.
15. Попов В. В. Вопросы оценки эффективности деятельности полиции // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 3. С. 160-165.