В статье рассматриваются проблемы допуска лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, к государственной тайне. Предлагается авторское видение процедуры допуска конфидентов к государственной тайне и ответственности за ее разглашение.
оперативно-разыскная деятельность, государственная тайна, допуск, ответственность, лицо, оказывающее конфиденциальное содействие, конфидент
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 8-е изд., стереотип. М.: Сов. энцикл., 1970.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955. Т. I.
3. Так, в ст. 161 УПК РФ данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а в уголовном праве объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 311 Уголовного кодекса РФ, состоит в предании гласности сведений о мерах безопасности, в результате чего они становятся известными хотя бы одному постороннему лицу.
4. Данная проблема изучалась нами ранее. См., напр.: Павличенко Н. В. «Конспирация» и «предание гласности» в оперативно-разыскной деятельности: содержание и соотношение // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 1.
5. Анализ оперативно-разыскной практики показывает, что лица, оказывающие содействие, могут располагать сведениями, содержащими государственную тайну: о результатах оперативно-разыскной деятельности (74 %); об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-разыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах (отметили более 2/3 опрошенных сотрудников оперативных подразделений); об организации и тактике проведения оперативно-разыскных мероприятий (65 %); о методах и средствах защиты секретной информации (54 %); о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (4 %).
6. О государственной тайне // Рос. газ. 1993. № 182.
7. Бавсун И. Г. Проблемы определения субъекта разглашения государственной тайны // Законодательство и практика. 2009. № 2. С. 67—70.
8. Свое мнение по данному вопросу мы высказывали в ряде работ. См., например: Луговик С. В., Павличенко Н. В. Природа правоотношений между конфидентами и органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность // Оперативник (сыщик). 2011. № 1; Павличенко Н. В. Сравнительный анализ законодательства Украины и России в сфере охраны лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам // Совр. право. 2010. № 10.
9. Дёмин А. Контракты в сфере оперативно-разыскной деятельности // Рос. юстиция. 1997. № 6.
10. См., напр.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Юрид. бюллетень предпринимателя, 1996.