Проблемам юридической ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования постоянно уделяется повышенное внимание. Однако диспропорции между реальным положением дел в экологической сфере и состоянием борьбы с экологической преступностью с каждым годом проявляются все ярче. На практике преодоление экологической преступности осуществляется крайне медленными темпами. Для совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды должен быть использован механизм усиления ответственности за нарушение экологического законодательства и обеспечения неотвратимости наказания за экологические преступления. Государственная политика в данной сфере будет эффективной лишь при условии последовательной реализации положений Концепции уголовно-правовой политики РФ и Основ государственной политики в области экологического развития РФ как природоохранными, так и правоохранительными органами. Решение подобных задач и является целью создания названных органов. Каждый из них имеет свои собственные направления и задачи реализации государственной уголовно-правовой и экологической политики. Наиболее конкретно они определяются положениями о каждом из них, утверждаемыми соответственно указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а также соответствующими органами власти субъектов РФ. Улучшению этого направления единой государственной уголовно-правовой и экологической политики может способствовать правотворчество, направленное на усиление требовательности в системе органов государственной власти, внедрение соответствующих административных и технических регламентов, на повышение всех видов ответственности за их нарушение, надлежащий подбор и экологическое воспитание должностных лиц.
государственная политика, экологическая политика, охрана окружающей среды, рациональное природопользование, экологическая безопасность, экологические преступления
1. Анисимов А. П., Землякова Г. Л. Соотношение категорий «использование» и «охрана» земель: дискуссионные вопросы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 2. С. 26-31.
2. Коростелева М. В. Тенденции развития территориальной организации местного самоуправления на современном этапе муниципальной реформы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 1. С. 22-28.
3. Савельева Е. А. Роль института разрешенного использования земельных участков в механизме определения правового режима земель населенных пунктов // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1. С. 41-49.
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 30 декабря 2008 г. // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
5. Анисимов А. П., Алексеева А. П., Мелихов А. И. Актуальные проблемы противодействия экологической преступности в России // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 3. С. 80, 89.
6. Черевчина И. М. Гражданско-правовой договор на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 2. С. 49-55.
7. Кашепов В. П. Квалификация преступных посягательств на безопасность окружающей среды // Журнал рос. права. 2013. № 9. С. 24-30.
8. Алексеева А. П. Ответственность за экологические правонарушения (преступления) // Пути развития российской юридической науки и образования в XXI веке: тез. докл. науч.-практ. конф. 25-26 октября 2001 г. Волгоград, 2001. С. 129-132.
9. Колбасов О. С. Завещание экологам // Журнал рос. права. 2000. № 5/6. С. 90; Экологическое право. 2001. № 3. С. 11.
10. Бринчук М. М. Природа - публичное благо // Гос-во и право. 2013. № 8. С. 15-26.
11. Боголюбов С. А. Правотворчество в сфере экологии. М.: Эксмо, 2010. С. 189, 190.
12. Тихомиров Ю. А. Теоретико-практический взгляд на водное право // Водное законодательство и экологические вызовы: сб. материалов науч.-практ. конф. М., 2012. С. 25.
13. Бринчук М. М. Благоприятная окружающая среда как правовая категория // Актуальные проблемы развития экологического права в XXI в. / отв. ред. М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик // Труды ИГП РАН. 2007. № 5. С. 36-66.
14. Викторов Д. В. Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды // Рос. юстиция. 2013. № 7. С. 23-25.
15. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации [Электронный ресурс]: Общественная палата, концепция, уголовно-правовая политика // Сетевой журнал «Хранитель»: сайт. URL: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail. php?ID=71257 (дата обращения: 04.11.2013).
16. Бабаев М., Пудовочкин Ю. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации // Уголовное право. 2012. № 4. С. 4-12.
17. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г. // сайт. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129117 (дата обращения: 04.11.2013).
18. Абанина Е. Н., Сорокина Ю. В. Получение экологического образования как этап повышения правовой грамотности служащих государственных и муниципальных органов // Актуальные проблемы реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: сб. науч. ст. по итогам проведения Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н. А. Духно, В. М. Корякина; предисл. Н. А. Духно. М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2012. С. 110-115.
19. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С. А. Экологическое право России: учебник для бакалавров. 3-е изд. М.: Юрайт, 2012. С. 214, 215.
20. Алексеева А. П. Деятельность российской полиции в оценках общественности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 4. С. 26-33.