В данной статье рассматриваются меры, которые применяются таможенными органами при выявлении и расследовании ими административных правонарушений в области таможенного дела (нарушении таможенных правил), предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Эти меры играют важную роль в механизме административной ответственности, оказывая необходимое воздействие на нарушителей, в том числе при осуществлении таможенными органами своей деятельности по производству по делам об административных правонарушениях. В связи с этим анализируются нормы главы 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, делается вывод о некоторых пробелах и неточностях в конкретных статьях данной главы. Проводится сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и других государств - участников Таможенного союза. Авторы предлагают внести ряд дополнений в некоторые статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для более эффективного их применения.
административное наказание, административное правонарушение, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, таможенные органы, Таможенный союз
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 24-32: постатейный науч.-практ. комментарий / под общ. ред. Б. В. Россинского. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. I-II. 688 с.
3. Сафоненков П. Н. Актуальные вопросы применения мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил // Административное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 548-554.
4. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. № 15-П. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
5. Сидоров Е. И. Проблемы применения ареста товаров и транспортных средств как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела // Административное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 59-62.
6. Трунина Е. В., Федасова Ю. В. О некоторых направлениях совершенствования правового регулирования таможенного досмотра // Таможенное дело. 2014. № 1. С. 7-10.
7. Сидоров Е. И. Место и значение мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов // Административное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 779-787.
8. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 (ред. от 08.05.2015, с изм. и доп. от 12.08.2015) // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
9. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // СЗ РФ. 29.11.2010. № 48. Ст. 6252.
10. Соколов А. Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: моногр. М.: Норма, 2015. 320 с.
11. О внесении изменений в КоАП России: письмо Федеральной таможенной службы РФ от 1 августа 2005 г. № 18-12/26211. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
12. Константинова Л. В. Законодательство об административных правонарушениях государств - членов Таможенного союза в части производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов // Административное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 1187-1194.