В данной статье рассмотрены особенности законодательного регулирования уголовно-процессуального статуса ряда государственных органов и их должностных лиц, на которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации возлагается реализация некоторых процессуальных функций или выполнение определенных действий. В связи с этим они становятся участниками уголовного судопроизводства и при осуществлении предусмотренных действий вступают в процессуально-правовые отношения. Однако уголовно-процессуальный закон не только не регламентирует в необходимой мере права и обязанности указанных органов и должностных лиц, но и в ряде случаев даже конкретно не называет их, что представляется недостатком действующего законодательства. Последствием подобных пробелов в законодательном регулировании могут являться нарушения закона, прав и интересов других участников процесса или иных лиц. Для устранения указанных недостатков предлагается внести в уголовно-процессуальный закон соответствующие уточнения и дополнения.
уголовное судопроизводство, уголовно-процессуальные отношения, субъекты уголовного процесса, статус участников уголовного процесса
1. Курс советского уголовного процесса. Общая часть / под ред. А. Д. Бойкова, И. И. Карпеца. М.: Юрид. лит., 1989.
2. Уроки реформы уголовного правосудия в России / под ред. Е. Б. Мизулиной, В. Н. Плигина. М.: Юристъ, 2006.
3. Глебов В. Г. Уголовное судопроизводство - 10 лет продолжения реформ // Проблемы реализации уголовного и уголовно-процессуального законодательства на современном этапе: материалы всерос. науч.-практ. конф. (8-9 декабря 2011 г.) / отв. ред. В. Г. Глебов. Волгоград: ВА МВД России, 2012.
4. Кашепов В. П. О концепции обновления уголовно-процессуального законодательства // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства. М.: Городец, 2001.
5. Карпов Е. Н. Процессуально-властные субъекты уголовного процесса с недостаточно определенным процессуальным положением: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010.
6. О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено: постановление Правительства РФ от 23.08.2012 № 848 (ред. от 31.08.2017). Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении Положения об уничтожении растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры: постановление Правительства РФ от 22.12.2010 № 1087 (ред. от 27.06.2017). Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным: постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 647 (ред. от 04.09.2012). Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Положения о порядке снятия копий с документов, изъятых в ходе досудебного производства по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики: постановление Правительства РФ от 22 апреля 2017 г. № 482. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Красильников В. А. О некоторых проблемах нормативно-правового регулирования уголовно-процессуальных отношений // Российский следователь. 2013. № 21. С. 19-21.
11. Карпов Е. Н. Некоторые направления решения проблемы недостаточно определенного процессуального положения субъектов уголовного процесса // Бизнес в законе. 2009. № 4. С. 87-90.