В статье отмечается, что стремительное и глобальное развитие компьютерных информационных технологий существенно повлияло на организацию всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе бизнеса. Так, стали очевидными автоматизированные функциональные процессы, в которых современные информационные технологии устранили расстояния, увеличили количество различного рода хозяйственно-финансовых операций. За последние годы системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) стали неотъемлемой частью взаимодействия коммерческих и иных организаций с банковской системой. Однако инновационные технологии в сфере компьютеризации, ее программного обеспечения привели к совершению преступлений, характеризующихся многообразием способов и профессиональных навыков определенных категорий преступников. В статье авторы рассматривают реальные проблемы, связанные с угрозой вмешательства киберпреступников в работу финансовых компаний и их клиентов. Оперативные сотрудники, следователи, эксперты все чаще сталкиваются с различными преступлениями, затрагивающими интересы финансовых организаций и граждан. Это DDos-атаки (распределенные атаки на отказ в обслуживании), подрыв репутации путем размещения в Интернете клеветы, оскорблений, а также мошенничество в системах дистанционного банковского обслуживания, взлом серверов и хищение конфиденциальной информации и денежных средств. Каждое из этих незаконных действий пагубно отражается на хозяйственно-финансовой и иной деятельности пострадавших компаний и граждан, но наибольший финансовый ущерб наносит мошенничество в системах интернет-банкинга: клиент-банк, интернет-клиент. Первая система направлена на обслуживание банком юридических лиц, вторая - физических лиц. В целях повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений в сфере ДБО авторы изложили некоторые важные элементы криминалистической характеристики, содержащие специфическую информацию, способствующую выдвижению версий, проведению следственных действий для получения доказательств преступления данного вида, установлению лиц, его совершивших.
криминалистическая характеристика, компьютерная информация, доказательства преступления, интернет-банкинг, юридические лица, физические лица, способы преступления, следы-признаки преступления, следственные версии, дистанционно-банковское обслуживание
1. Рабовский С. В., Маевский Л. С. Основы информационной безопасности: содержание и правовое обеспечение. М., 2002.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 22-е изд., стер. М., 1990.
3. Колин К. К. Эволюция информатики // Информационные технологии. 2005. № 1. С. 2-16.
4. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ. 3-е изд., стер. М., 2012. С. 21.
5. Криминалистика: учебник / под ред. И. Ф. Герасимова, Л. Я. Драпкина. М.: Высшая школа, 1999. С. 331.
6. Яблоков Я. П. Криминалистическая характеристика преступлений как составная часть общей криминалистической теории // Вестник МГУ. Сер. Право. 2000. № 2. С. 3.
7. Шумилов Н. И. Криминалистические аспекты информационной безопасности: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1997.
8. Ляпунов Ю., Максимов В. Ответственность за компьютерные преступления // Законность. 1997. № 1.
9. Вехов В. Б. Компьютерные преступления: способы совершения и раскрытия / под ред. акад. Б. П. Смагоринского. М., 1996.
10. Kabay M. E. The Information Security Year in Review. National Computer Security Association (NCSA) News, 1997.
11. Анин Б. Защита компьютерной информации. СПб., 2000. С. 18.