В данной статье предпринята попытка комплексного теоретико-правового анализа вопросов становления международно-правового механизма противодействия коррупции в контексте решения проблем глобализации и укрепления международного правопорядка. В работе исследуются формы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции в соответствии с задачами внешней политики Российской Федерации. Одновременно поставлены вопросы повышения эффективности антикоррупционной политики России в соответствии с международно-правовыми стандартами.
коррупция, международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, противодействие коррупции, предупреждение коррупции, декларация, конвенция, международные органы, международно-правовой механизм, антикоррупционная правовая политика, неправительственные правозащитные организации
1. Международная защита прав и свобод человека: сб. док. М., 1990. С. 319—325.
2. Док. ООН. A/CONF. 144/28 // Организация Объединенных Наций. Официальные отчеты первой части третьей сессии Генеральной Ассамблеи. 8/810. С. 39—42.
3. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят первая сессия. Дополнение № 49 (А/51/49). С. 173—174.
4. Конвенция ООН против коррупции // Документы ООН. A/58/422. День открытия Конвенции к подписанию — 9 декабря — отмечается по инициативе ООН как Международный день борьбы с коррупцией.
5. июня 2005 г. ЭКОСОС утвердил «Типовое двустороннее соглашение о совместном использовании конфискованных доходов от преступлений или имущества» (Резолюция 2005/14 Экономического и Социального Совета, приложение), которое рекомендовано использовать государствам в качестве пособия при разработке и заключении двусторонних соглашений.
6. Док. ООН. A/RES/46/152.
7. Официальные отчеты Экономического и Социального Совета. 2006. Дополнение № 10. (Е/2006/30). Глава I. Раздел А. Проект резолюции I.
8. Там же. Раздел В. Проект резолюции V.
9. Там же. Проект резолюции IV.
10. Так, в резолюции ГА 59/159 от 20 декабря 2004 г. (Док. ООН, А/59/159) поддерживаются меры Комиссии по активизации работы в борьбе с транснациональной преступностью. В резолюции 60/175 от 20 марта 2006 г. (Док. ООН, А/RES/59/159), принятой по докладу Третьего комитета (А/60/510), Генеральная Ассамблея ООН выразила признательность Комиссии за ее работу по координации усилий в области международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
11. Документ поддержал 441 депутат, голосовавших «против» и воздержавшихся не было.
12. СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
13. Новая российская дипломатия: десять лет внешней политики страны. М., 2001. С. 214.
14. Там же. С. 259.
15. Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000. С. 44.
16. http://corruption. iatp. az/corruption/ra'cor/definition. stm
17. Любопытно отметить, что данное положение Программы было включено позднее в «Руковод-ство по борьбе с коррупцией» 1999 г., разработанное Агентством международного развития США.
18. PF/DAJ/GMC/program action Е. Р. 19.
19. Resolution (97) 24 on the twenty guiding principles for the fight against corruption // http://www. coe. int
20. Role of parliaments in fighting corruption. Doc. 865218. February 2000; Recommendation Rec (2003) 4 of the Committee of Ministers to member states on common rules against corruption in the funding of political parties and electoral campaigns (Adopted by the Committee of Ministers on 8 April 2003 at the 835th meeting of the Ministers' Deputies); Модельный кодекс поведения государственных служащих от 11 мая 2000 г. (Совет Европы и Россия. 2000. № 2. С. 9—15).
21. Россия в Конвенции пока не участвует.
22. Совет Европы и Россия. 2000. № 2. С. 10.
23. http://www. niemo. ru/daytoday/5strasb7. htm
24. Совет Европы и Россия. 2005. № 1. С. 23—25.
25. Рекомендации европейских министров юстиции. Прага, 1997.
26. Agreement Establishing The Group of States Against Corruption (GRECO) // www. greco. coe. int
27. СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.
28. В русскоязычных текстах эта организация называется «Трансперенси Интернешнл».
29. http://www. transparency. org
30. ИВК основан на данных экспертных опросов и исследований, проводимых различными представительными организациями. Индекс отражает мнения предпринимателей и аналитиков из различных стран мира, в том числе экспертов, проживающих в стране, в отношении которой проводилось исследование.
31. Исследования, используемые Трансперенси Интернешнл при составлении ИВК, в основном содержат вопросы, связанные со злоупотреблением властью, имеющим отношение к извлечению личной выгоды, направленное, например, на подкуп государственных должностных лиц при осуществлении государственных заказов. Источники информации не разделяют административную и политическую коррупцию, а также низовую и верхушечную коррупцию,
32. Согласно Индексу экономической свободы 2008 г., составленному международной организацией Heritage Fоundation, Россия в мировом рейтинге в 2008 г. занимала лишь 134-е место из 157 позиций (российская экономика свободна лишь на 49,9 %), отставая по этому показателю даже от таких стран, как Эфиопия, Боливия, Доминиканская Республика. Еще в 2007 г. Россия занимала 120-е место (из 157 позиций).