Статья посвящается актуальным вопросам, связанным с новациями в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации, а именно с появившимися в последние годы в УПК РФ новыми поводами к возбуждению уголовного дела. Обстоятельно рассмотрены указанные новые поводы, которые, безусловно, требуют осмысления с точки зрения их правой природы и вопроса о том, насколько обоснованно определять указанную в ст. 140 УПК РФ совокупность поводов как систему. Автор делает вывод о том, что применительно к поводам возбуждения уголовного дела, предусмотренным в новой редакции ст. 140 УПК РФ, есть основания для вывода о том, что они на самом деле разнородные. В одном случае, это — реализация субъективного права заинтересованных субъектов на доступ к правосудию, в другом — исполнение уполномоченными должностными лицами обязанности по принятию мер к исправлению нарушений уголовного закона.
поводы для возбуждения уголовного дела, уголовно-процессуальное право, органы предварительного расследования, надзорные полномочия прокурора, уголовное преследование, правоприменительный акт, подследственность, уголовно-правовые меры защиты публичных интересов, судебное обжалование, налоговое правонарушение
1. О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: федер. закон от 28.12.2011 г. // Рос. газ. 2010. 30 дек.
2. О внесении изменений в ст. 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон от 06.12.2011 г. // Рос. газ. 2011. 9 дек.
3. Кузьменко Е. С. Система поводов к возбуждению уголовного дела: теоретический и прикладной аспекты: автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 13; Козилов Е. Н. Поводы к возбуждению уголовного дела: юридическая природа, система. Пути совершенствования
4. В литературе правильно отмечается, что поводы могут быть рассмотрены в призме соотношения публичного и частного начал. Об этом см.: Кузьменко Е. С. Указ. соч. С. 9.
5. Степашин С. В. Тезисы выступления на 3-й конференции ЕВРОСАИ-АРАБОСАИ «Роль ВОФК в гармонизации социальных отношений» (Абу-Даби, 29 марта 2011 год). Официальный сайт Счетной палаты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/ru/chairman (дата обращения: 11.01. 2012).
6. Рос. газета. 2007. 8 июля.
7. Уголовный процесс / под ред. З. Ф. Ковриги, Н. П. Кузнецова. Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2003. С. 195; Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс. СПб., 2004. С. 324.
8. Требования к оформлению таких материалов содержались в Инструкции о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, утв. приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 г. № 495/ММ-7-2-347. Данная инструкции утратила силу в соответствии с Приказом МВД РФ № 1144, ФНС РФ № ММВ-7-2/774@ от 14.11.2011 г. / Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru/ (дата обращения: 11.01.2012).
9. Соловьев И. Апофеоз или очередной шаг к окончательной декриминализации налоговых преступлений [Электронный ресурс]. URL :http : // pravo.ru /review (дата обращения: 02.11.2011).
10. О ходе работы следственных органов Следственного комитета России по Свердловской области по уголовным делам о налоговых преступлениях [Электронный ресурс]. URL: http://www.sled-uso.ru/news (дата обращения: 26.08.2011)
11. Уголовное судопроизводство. 2007. № 2.
12. http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.11. 2011).
13. Следственные и налоговые органы повышают эффективность взаимодействия [Электронный ресурс]. URL: http://www.r20.nalog.ru/ns/ (дата обращения: 30.11.2011).