Статья посвящена проблеме оценки качества деятельности вузовских преподавателей. Целью работы является методологическое обоснование критериев, показателей и технологических процедур такой оценки. Рассмотрены отличия терминов «компетенция» и «компетентность». Обсуждаются различные определения профессиональной компетентности педагога, предлагаемые рядом исследователей. Приводится авторское определение, полученное на основе применения ситуационно-средового подхода в педагогическом проектировании. В соответствии с данным определением выделяются четыре ситуации проявления компетентности, различаемые на основе типа взаимодействия личности преподавателя и образовательной среды, в которой он осуществляет свою деятельность: первичной ориентировки, предметно-деятельностной ориентировки, ценностно-смысловой ориентировки и целостной ориентировки. Каждой ситуации даны в соответствии с профессионально-личностной позицией педагога характеристики образовательной среды, обобщенные критерии и конкретные показатели оценки педагогической деятельности, технологические процедуры осуществления такой оценки.
quality of pedagogical activity, lecturer's professional competence in higher educational institutions, situational and environmental evaluating quality of pedagogical activity
1. Ефремова Т. В. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М., 2000.
2. Материалы XIX Международной научно-методической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество» 24 апреля 2013 г. СПб., 2013. Т. 1.
3. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего образования: методологические предпосылки и концепция: монография / науч. ред. В. В. Сериков. Волгоград, 2012.
4. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М., 2000.
5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
6. Ходякова Н. В. Современные педагогические подходы к оценке деятельности преподавателя вуза в контексте модернизации образования // Организация и перспективы совершенствования учебно-воспитательного процесса в Волгоградской академии МВД России: сб. науч. тр. Волгоград, 2005;
7. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего образовательного процесса: основные понятия // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: матер. методол. семинара памяти В. С.Ильина. Вып. 8. Волгоград, 2007;
8. Ходякова Н.В. Учет взаимодействия личности с учебно-профессиональной средой в проектировании процесса подготовки компетентного специалиста // Единство образования и жизни в условиях современного общества: материалы регион. науч.-практ. конф. Волгоград, 2009;
9. Ходякова Н. В. Средовая природа современных личностно развивающих образовательных технологий // Социально-политическое развитие России как комплексная проблема гуманитарного знания: сб. материалов II регион. науч.-практ. конф. Волгоград, 2010;
10. Ходякова Н. В. Понятия «среда» и «ситуация» как средства проектирования личностно ориентированного образовательного процесса // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2005. № 9;
11. Ходякова Н. В. Роль понятия «ситуация развития личности» в проектировании процесса профессиональной подготовки специалистов // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 1. С. 141-145;
12. Ходякова Н.В. Развивающие образовательные ситуации в профессиональной подготовке эксперта-криминалиста // Судебная экспертиза. 2012. № 2. С. 145-153.