ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме оценки качества деятельности вузовских преподавателей. Целью работы является методологическое обоснование критериев, показателей и технологических процедур такой оценки. Рассмотрены отличия терминов «компетенция» и «компетентность». Обсуждаются различные определения профессиональной компетентности педагога, предлагаемые рядом исследователей. Приводится авторское определение, полученное на основе применения ситуационно-средового подхода в педагогическом проектировании. В соответствии с данным определением выделяются четыре ситуации проявления компетентности, различаемые на основе типа взаимодействия личности преподавателя и образовательной среды, в которой он осуществляет свою деятельность: первичной ориентировки, предметно-деятельностной ориентировки, ценностно-смысловой ориентировки и целостной ориентировки. Каждой ситуации даны в соответствии с профессионально-личностной позицией педагога характеристики образовательной среды, обобщенные критерии и конкретные показатели оценки педагогической деятельности, технологические процедуры осуществления такой оценки.

Ключевые слова:
quality of pedagogical activity, lecturer's professional competence in higher educational institutions, situational and environmental evaluating quality of pedagogical activity
Список литературы

1. Ефремова Т. В. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М., 2000.

2. Материалы XIX Международной научно-методической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество» 24 апреля 2013 г. СПб., 2013. Т. 1.

3. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего образования: методологические предпосылки и концепция: монография / науч. ред. В. В. Сериков. Волгоград, 2012.

4. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М., 2000.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.

6. Ходякова Н. В. Современные педагогические подходы к оценке деятельности преподавателя вуза в контексте модернизации образования // Организация и перспективы совершенствования учебно-воспитательного процесса в Волгоградской академии МВД России: сб. науч. тр. Волгоград, 2005;

7. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего образовательного процесса: основные понятия // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: матер. методол. семинара памяти В. С.Ильина. Вып. 8. Волгоград, 2007;

8. Ходякова Н.В. Учет взаимодействия личности с учебно-профессиональной средой в проектировании процесса подготовки компетентного специалиста // Единство образования и жизни в условиях современного общества: материалы регион. науч.-практ. конф. Волгоград, 2009;

9. Ходякова Н. В. Средовая природа современных личностно развивающих образовательных технологий // Социально-политическое развитие России как комплексная проблема гуманитарного знания: сб. материалов II регион. науч.-практ. конф. Волгоград, 2010;

10. Ходякова Н. В. Понятия «среда» и «ситуация» как средства проектирования личностно ориентированного образовательного процесса // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2005. № 9;

11. Ходякова Н. В. Роль понятия «ситуация развития личности» в проектировании процесса профессиональной подготовки специалистов // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 1. С. 141-145;

12. Ходякова Н.В. Развивающие образовательные ситуации в профессиональной подготовке эксперта-криминалиста // Судебная экспертиза. 2012. № 2. С. 145-153.

Войти или Создать
* Забыли пароль?