В статье рассматриваются формы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем с помощью документального контроля за банковскими операциями Федеральной службой по финансовому мониторингу во взаимодействии с банковскими служащими, сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции и следователями Следственного комитета РФ. В целях обеспечения эффективности данной работы рекомендуется создать единую информационную систему, позволяющую мгновенно получать необходимые данные о движении финансовых средств граждан и организаций, наделить службу по финансовому мониторингу правом доступа к информации о счетах клиентов. Кроме того, целесообразно разработать для службы внутреннего контроля банков эффективные методики по идентификации клиентов, расширить полномочия банков по получению конфиденциальной информации о клиентах, на законодательном уровне четко определить критерии ответственности банков за «чистоту» доходов клиентов.
финансовый мониторинг, банковская тайна, легализация преступных доходов, идентификация клиента банка, бенефициар
1. Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 с изм. и доп., внесенными Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 409 // СЗ РФ. 2001. № 45. Ст. 4251.
2. Бутенко А. А. Незаконная деятельность по обналичиванию денежных средств // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 3. С. 30-33.
3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3418.
4. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, в котором определено, что при валютных операциях к нерезидентам относятся: физические лица, не являющиеся резидентами, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
5. Горкина Е. В., Похлебаев И. В. К вопросу о факторах, обусловливающих отмывание преступных доходов и возможных мерах их минимизации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 3. С. 71-78.
6. Методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: письмо Банка России от 13.07.2005 № 99-Т // Вестник Банка России. 2005. № 37.