В статье анализируется состав и содержание информационных компетенций следователя, эксперта-криминалиста, оперуполномоченного, определенных федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, объясняются сходство и различия в их описаниях. В качестве методологии формирования информационных компетенций у специалистов органов внутренних дел предлагается следующая система регулятивов: выделение в составе компетенций надпредметных компонентов ¾ мотивационного, рефлексивного и творческого; рассмотрение в качестве предмета педагогического проектирования информационно-образовательной среды, во взаимодействии с которой будут развиваться информационные компетенции специалистов органов внутренних дел; представление возможных ситуационных различий поведения и деятельности специалистов в информационно-образовательной среде и соответствующих им уровней сформированности информационных компетенций; определение адекватных диагностических процедур оценки сформированности информационных компетенций; интерпретация деятельности педагога как педагогической поддержки процесса развития компетентности специалиста во взаимодействии с информационно-образовательной средой; конкретизация условий среды, требуемых для обучающихся различных уровней сформированности информационных компетенций.
informational competency, informational and educational environment, situation of informational competence development, информационная компетенция, информационно-образовательная среда, ситуация развития информационной компетентности
1. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М., 2009.
2. Беспалов П. В. Акмеологическая концепция развития информационно-технологической компетентности государственных служащих: автореф. дис. …д-ра пед. наук. М., 2006.
3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 23 апреля 2002 г. [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 20.05.2015).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Правовое обеспечение национальной безопасности». Утвержден приказом Минобрнауки от 17.01.2011 № 39.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Правоохранительная деятельность». Утвержден приказом Минобрнауки от 14.01.2011 № 20.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Судебная экспертиза». Утвержден приказом Минобрнауки от 17.01.2011 № 40.
7. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем: дис. … д-ра пед. наук. Волгоград, 2013.
8. Социальная дезадаптация. [Электронный ресурс]. URL: http://psihomed.com/sotsialnaya-dezadaptatsiya (дата обращения: 16.01.2015).
9. Дезадаптация. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gorod-psy.ru/content/view/284/72 (дата обращения: 16.01.2015).
10. Образовательная среда колледжа: ориентация на развитие личности: сб. науч.-метод. материалов по итогам деятельности федеральной экспериментальной площадки / под ред. Н. В.Ходяковой. Элиста, 2008.