В статье рассматривается модель виртуальной образовательной среды в открытом информационном пространстве. Раскрывается потенциал виртуальных образовательных сред как действенного инструмента организации образовательной и познавательной деятельности в открытом информационном пространстве. Отмечается, что в современных условиях образовательная среда должна носить открытый характер, а взаимодействие субъектов образовательного процесса в ней должно быть организовано по сетевому принципу, в отличие от иерархического взаимодействия, характерного для традиционных закрытых образовательных сред. По мнению авторов, организованная таким образом виртуальная образовательная среда повысит результативность образовательного процесса, обеспечит рост интереса учащихся к научной деятельности, будет стимулировать развитие самостоятельности мышления, актуализирует потребность в критическом анализе информации и позволит сформировать навык проведения такого анализа, что является фундаментом информационной компетентности личности. Особое внимание уделяется потенциалу проектируемой среды по целенаправленному выявлению лиц, склонных к научно-исследовательской деятельности, поддержанию у них соответствующего интереса, мотивации к дальнейшему развитию в данном направлении.
дистанционное образование, виртуальная образовательная среда, открытое информационное пространство, сетевое взаимодействие, исследовательская деятельность обучающихся, информационная компетентность
1. Социальные сети в образовательном процессе (обзор отечественных исследований) / О. В. Аронова [и др.] // Известия ВолгГТУ. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». 2014. Вып. 11. № 14 (141). C. 10¾12.
2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогический потенциал инновационной деятельности в образовании // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2012. № 26. С. 20¾25.
3. Гуде С. В., Арбузов П. В. Информационная образовательная среда как средство реализации дистанционных образовательных технологий в вузах МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 3. С. 127¾132.
4. Кравцова А. Ю. Совершенствование системы подготовки будущих учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях модернизации образования: (на материале зарубежных исследований): автореф. дис. …д-ра пед. наук. М., 2004.
5. Создание и использование электронных образовательных ресурсов: совместно-распределенная деятельность / кол. моногр. / А. М. Коротков [и др.]. Волгоград, 2009.
6. Степанцева О. А. Современное состояние виртуального образования и перспективы развития // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/109-9241 (дата обращения: 10.01.2015).
7. Штыров А. В., Казанова Н. В. Открытое информационное пространство как поле для самообразования // Известия ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». 2014. Вып. 19. № 24 (151). C. 134¾137.