Перспективы начала применения в 2017 г. принудительных работ обусловливают интерес ученых к всесторонней оценке целесообразности и обоснованности введения этого нового вида уголовного наказания. Требуют тщательного анализа его превентивные возможности, сходства и отличия от уже имеющихся в Уголовном кодексе Российской Федерации и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации видов наказаний. Достоинства принудительных работ как вида уголовного наказания заключаются в возможности замены лишения свободы на принудительные работы, что отвечает тенденции гуманизации, которой пронизана сейчас вся уголовная политика. С помощью данного вида наказания можно существенно уменьшить число заключенных в местах лишения свободы. Решение о применении принудительных работ вынуждает органы исполнительной власти вести строительство исправительных центров, что само по себе в будущем значительно снизит нагрузку на места лишения свободы, которые сегодня переполнены, и даст возможность произвести реконструкцию колоний и изоляторов, переоснастив их в соответствии с существующими стандартами содержания заключенных. Недостатки принудительных работ как вида уголовного наказания сводятся к тому, что порядок отбывания принудительных работ мало чем отличается от порядка отбывания лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, а это существенно осложняет процесс разграничения двух видов наказаний. По основаниям назначения (а они одинаковые) принудительных работ и лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении представители судебной власти могут оказаться в затруднительной ситуации, поскольку выбрать мотивированно из этих двух видов наказаний то, что соответствует совершенному преступлению, будет довольно сложно. По мнению автора статьи, необходимо поддержать законодательную инициативу включения принудительных работ в систему наказаний, но изменить название «принудительные работы» на «направление в исправительный центр», в связи с тем что последнее более точно отражает содержание.
принудительные работы, уголовное наказание, направление в исправительный центр
1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р (в ред. от 31.05.2012) // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 23.07.2014) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.
4. Усеев Р. З. Принудительные работы: место в системе наказаний и некоторые проблемы применения // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 2. С. 23-26.
5. Смирнова Е. В. Наказание: эволюция от карательной модели к восстановительной // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 4 (23). С. 85-91.
6. Ничуговская О. Н. Штраф в системе наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и целесообразность его применения в отдельных случаях // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2008. № 2 (7). С. 62-65.
7. Алексеева А. П., Ничуговская О. Н. Обязательные работы в системе наказаний, предусмотренных УК РФ, и перспективы их более широкого применения // Современные вопросы государства, права, юридического образования: сб. науч. тр. по материалам IV общерос. науч.-практ. интернет-конф. Тамбов, 2008. С. 64-68.
8. Конвенция № 29 Международной организации труда (принята в г. Женеве 28 июня 1930 г. на 14-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости ВС СССР. 1956. № 13. Ст. 279.
9. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 12.
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Рос. газ. 1993. 25 дек.