Реалии современного общества, нестабильность политической и экономической ситуации в стране предъявляют к личности и деятельности сотрудников органов внутренних дел высокие требования, которые часто служат источником устойчивой стрессогенной ситуации. В результате этого сотрудники полиции совершают различные правонарушения, показатели снижения которых на сегодняшний день остаются незначительными. В статье рассматриваются социальные факторы, сопровождающие деятельность сотрудника полиции, уточняются основные требования к современному полицейскому, обозначается роль рискоемких ситуаций в его профессиональном становлении. Авторы приводят подробную классификацию общесоциальных и профессиональных рисков, сопровождающих деятельность сотрудников органов внутренних дел, а также выделяют систему основных личностных качеств сотрудников полиции, способствующих уменьшению данных рисков. Основным направлением решения данной проблемы авторы считают совершенствование системы подготовки сотрудников полиции, переосмысление принципов организации работы высших образовательных организаций системы МВД России в рамках компетентностного подхода, обеспечивающего не только высокий уровень знаний, но и всестороннее развитие личности, становление профессиональных, моральных и этических качеств сотрудников полиции.
профессиональные риски, сотрудники органов внутренних дел, компетентностный подход, профессиональное образование, образовательные стандарты
1. Рыбаков В. Н. Особенности формирования социально-нравственной направленности курсантов вуза МВД в системе профессиональной подготовки // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2010. № 8 (66). С. 79-83.
2. Синицына Л. В., Федорова И. П. Профилактика проступков сотрудников органов внутренних дел (экспериментальный подход) // Власть и управление на Востоке России. 2014. № 2 (67). С. 138-144.
3. Мирошникова С. С. Профессиональные риски спортивного тренера // Известия Волгоградского гос. соц.-пед. ун-та. 2014. № 1 (86). С. 78-81.
4. Абрамова И. Г. Теория педагогического риска: дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1996. 381 с.
5. Гамаюнова А. В. Актуальные проблемы адаптации сотрудника полиции в социуме в современной России // NovaInfo.Ru. 2014. № 24. С. 257-260.
6. Михайлова Е. Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 10; URL: cyberLeninka.ru (дата обращения: 12.04.2016).
7. Бабурин С. В., Бабкина Н. А. Пути совершенствования психологической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 3. С. 27, 28.
8. Грачев Ю. А., Стародубцев М. П. Проблемы формирования профессиональных компетенций в образовательных организациях МВД России // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 22-27.
9. Варару А. А. Развитие субъектности курсантов вузов внутренних войск МВД России как фактор повышения эффективности педагогической профилактики противоправного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 3. С. 179-183.
10. Михайловский М. Н. Учебно-профессиональная установка в системе интегрированного образования. Уфа, 2015. 174 с.
11. Тимофеева А. А., Шведова Н. Н. Опыт реализации профильного высшего профессионального образования при подготовке кадров для экспертно-криминалистических подразделений МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4. С. 108-112.
12. Казакова С. Е., Беева Т. А. Проблемы формирования нравственных основ личности у курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 2 (9). С. 170-174.