В статье аргументируется необходимость разработки научно-педагогической концепции создания эффективных региональных образовательных систем и выработки сбалансированной образовательной политики регионов Российской Федерации. Анализируется многолетний опыт регионализации образования в нашей стране с момента появления первых государственных образовательных стандартов, описываются издержки этого процесса, допущенные ошибки и перекосы. Выявляются две негативные тенденции в проектировании региональных компонентов содержания образования: 1) излишняя автономизация и абсолютизация регионального компонента; 2) неготовность региональных субъектов к разработке образовательной политики. На основе изучения различных точек зрения педагогов-исследователей обсуждаются теоретические предпосылки разработки концепции регионализации образования. Среди них: идеи о едином образовательном пространстве, управлении образовательными макро-, мезо- и микросредами; интеграции локальной, гражданской и наднациональной идентичностей человека; консенсусе ценностей на основе общечеловеческих и др. Перечисляются возможные подходы к проектированию региональных компонентов содержания образования: социально ориентированный, содержательно-ориентированный, процессуально-ориентированный, личностно ориентированный. Показывается роль профессиональных запросов рынка труда в формировании региональной образовательной политики.
содержание образования, образовательный стандарт, национально-региональный компонент содержания образования, регионализация
1. О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации // Вестник образования. 2008. № 2. С. 63, 64.
2. Костин. А. К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики // Педагогика. 2005. № 8. С. 26-32.
3. Боргояков С. А. Формирование этнокультурной идентичности учащейся молодежи малочисленных народов в системе поликультурного образования // Педагогика. 2015. № 9. С. 45-55.
4. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития: материалы круглого стола // Педагогика. 1998. № 8. С. 3-24.
5. Бозиев Р. С. Формирование этнокультурной идентичности учащихся в контексте национальной политики РФ // Педагогика. 2016. № 5. С. 3-13; О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1166; Голышев И. Г. Управление интеграцией труда и образовательных услуг в сфере высшего образования : автореф.. д-ра пед. наук. Казань, 2012.
6. Гинецинский В. И. Образовательный стандарт - проблема теоретической педагогики // Педагогика. 1999. № 8. С. 12, 13.
7. Науменко И. Л. Стандартизация образования - процесс творческий // Педагогика. 1997. № 2. С. 30.
8. Образование: сокрытое сокровище: доклад междунар. комиссии по образованию для XXI в., представленный Юнеско. Париж, 1997. С. 52.
9. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.
10. Никандров Н. Ц. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3. С. 10.
11. Загвязинский В. И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. 1999. № 5. С. 8-13.
12. Монахов В. М., Фирсов В. Е. Условия и факторы формирования концепции модернизации российского образования // Педагогика. 2014. № 1. С. 24-35.
13. Дахин Л. Н. Проекты в образовании и образование через проекты // Педагогика. 2016. № 2. С. 3-15.