В статье обосновывается социальная и научная актуальность формирования ценностно-коммуникативной культуры личности, которая понимается как универсальное общение. Подчеркивается, что общение во времени и пространстве обусловлено современным поликультурным мировым пространством. Раскрывается содержание ценностно-коммуникативной культуры как личностного образования, важнейшей составляющей которого являются ценностное отношение к общению и готовность участвовать в диалоге с другим. Определена методология процесса формирования ценностно-коммуникативной культуры обучающихся в пространстве социально-гуманитарного образования. Обоснована системообразующая роль ценностного подхода в этом процессе; отмечается, что данный подход позволяет интегрировать идеи целостного и деятельностного подходов. В рамках ценностного подхода выделены компоненты ценностно-коммуникативной культуры, представлена модель ее формирования.
ценностно-коммуникативная культура личности, ценность, ценностный подход в образовании, ценностное отношение
1. Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного основания. Волгоград: Перемена, 2001. 288 с.
2. Парахонский Б. А. Язык культуры и генезис знания. Киев: Наукова думка, 1988. 211 с.
3. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: моногр. Оренбург, 1996. 187 с.
4. Самоходкина Т. В. Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 227 с.
5. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 142 с.