В российской юридической науке существует несколько классификаций принципов права. Наиболее распространенными среди них являются деление принципов на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и институциональные (отдельных правовых институтов), а также проведение различий между принципами-нормами (закрепленными в законе) и принципами-идеями (выводимыми доктринально). Изложенный в Земельном кодексе Российской Федерации перечень принципов требует своего расширения, поэтому особый интерес представляют прямо не закрепленные в данном кодексе принципы-идеи, которые могут быть использованы в будущем для дополнения ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации. В настоящий момент в земельном законодательстве (в отличие от лесного или фаунистического) прямо не закреплен принцип управления земельным фондом, который, соответственно, относится к числу принципов, выводимых доктринально. При этом создан и давно функционирует механизм реализации функций управления земельным фондом, в число которых входят резервирование земель, мониторинг земель, землеустройство, зонирование, ведение кадастра недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведение земельного надзора. Представляется, что институт управления земельным фондом должен быть скреплен специальным принципом управления.
принцип, управление, кадастр недвижимости, землеустройство, государственный земельный надзор, зонирование, мониторинг, резервирование
1. Боголюбов С. А. Земельное право: учебник. М., 2011. С. 29.
2. Волкова Т. В., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право: учеб. пособие для бакалавров. М., 2014. С. 15.
3. Болтанова Е. С. Земельное право: учебник. М., 2009. С. 32.
4. Файзуллин Г. Г. Государственное и муниципальное управление сельским хозяйством в Российской Федерации: теоретические правовые проблемы и пути их решения: моногр. Уфа, 2010. С. 28-35.
5. Землякова Г. Л. Формирование кадастровых сведений о земельных участках как основы управления в сфере использования и охраны земель: проблемы теории и практики: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 15.
6. Košiciarová S. Domnienka a fikcia rozhodnutia v predpisoch environmentalneho prava - pravny prostriedok presadzovania zasady rychlosti konania v zmysle odporucania vyboru ministrov (2007) 7 // Jozef Tekeli (ed.) Pravna uprava starostlivosti o zivotne prostredie. Zborník príspevkov z vedeckej konferencie, Košice (25 novembra 2008). Košice 2009. S. 128.
7. Шувалова Е. Н. Особенности управления муниципальными земельными ресурсами // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 4. С. 91.
8. Боголюбов С. А., Галиновская Е. А., Минина Е. Л., Устюкова В.В. Все о земельных отношениях: учеб.-практ. пособие. М., 2010. 655 c.
9. Волкова Т. В. Правовое обеспечение управления земельными ресурсами в Российской Федерации: вопросы теории и практики. Саратов, 2006. С. 78-192.
10. Лемин А. В. Концепция эффективного управления земельными ресурсами муниципалитета // Известия ИГЭА. 2006. № 3. С. 58, 59.
11. Анисимов А. П. Актуальные проблемы правового режима земель населенных пунктов в Российской Федерации: моногр. М., 2010. С. 258, 259.
12. Лазарева О. С., Лазарев О. Е., Ефимов И. Д. Землеустройство как функциональное действие в управлении земельными ресурсами региона // Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». 2016. Вып. 2. С. 164-166.
13. Анисимов А. П., Землякова Г. Л., Мельников Н. Н. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории // Современное право. 2012. № 8. С. 87-93.
14. Сегаев И. Н., Поршакова А. Н., Новикова Т. C. Государственный земельный надзор как элемент управления земельными ресурсами // Современные проблемы науки и образования.2014. № 5. С. 333.
15. Прошунина Е. В. Государственный и муниципальный контроль за рациональным использованием долей земельных участков // Право и современные государства. 2016. № 1. С.49.