В содержании статей, описывающих порядок и основания применения видов наказаний, можно выделить четыре, которые предусмотрены только для военнослужащих: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по военной службе; арест с отбыванием на гауптвахте; содержание в дисциплинарной воинской части. Некоторые наказания, применяемые к общему кругу субъектов, распространяются и на военнослужащих, проходящих службу по призыву или контракту. Обращает на себя внимание тот факт, что такое суровое наказание, как лишение свободы, применяется к военнослужащим на общих основаниях и в исправительных учреждениях, предусмотренных для большинства осужденных. Несмотря на то что уголовно-исполнительное законодательство реализует важный принцип исполнения наказания в порядке разделения осужденных по категориям, в их число не входят осужденные военнослужащие. Поскольку краткосрочная и долгосрочная перспектива создания специализированных тюрем для военнослужащих сегодня отсутствует, следует рассмотреть возможность отбывания наказания в виде лишения свободы названной категории лиц в специальных исправительных учреждениях наряду с другими специальными субъектами (судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможни, судебными приставами, сотрудниками пенитенциарной системы) или дисциплинарных воинских частях.
наказание военнослужащих, лишение свободы, общие основания, разделение осужденных по категориям, создание специализированных тюрем для военнослужащих
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Ничуговская О. Н. Система наказаний в современном российском уголовном законодательстве: проблемы и перспективы развития: моногр. Воронеж: Научная книга, 2016. 149 с.
3. Алексеева А. П. Правовые последствия судимости за совершенное преступление и возможности коррекции данного института // Актуальные проблемы уголовного законодательства России на современном этапе: сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. (Волгоград, 15-16 мая 2014 г.) / отв. ред. В. И. Третьяков. Волгоград: ВА МВД России, 2014. С. 13-16.
4. Алексеева А. П., Зуева О. В., Иванов А. С., Кривошеин П. К. Мониторинг общественного мнения как способ оценки деятельности российской полиции // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 4 (35). С. 50-57.
5. Алексеева А. П. Деятельность полиции Волгоградской области в оценках общественности // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4. С. 16-25.
6. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.
7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
8. Ничуговская О. Н. Система наказаний по современному уголовному законодательству Российской Федерации // Общество и право. 2007. № 4 (18). С. 149-157.
9. Ничуговская О. Н. Проблемные вопросы построения системы наказаний в современном уголовном законодательстве Российской Федерации // Право и политика. 2007. № 10. С. 78-85.