Принцип независимости государственного экологического надзора, предусмотренный ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, имеет необходимый механизм реализации и осуществляется на практике. Однако до сих пор сохраняется ряд нерешенных проблем, связанных с коллизионностью экологического законодательства, что наглядно видно на примере государственного земельного надзора. Включение в состав государственного экологического надзора государственного земельного надзора привело к появлению коллизии, состоящей в том, что Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает существования регионального земельного надзора, зато упоминает муниципальный земельный контроль. Такая же ситуация складывается и применительно к некоторым другим видам природных объектов. Автор доказывает, что целесообразным является подразделение видов надзора (контроля) в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на экологический, природоресурсный, надзор за состоянием особо охраняемых природных территорий.
экологический надзор, коллизии, природные ресурсы, муниципальный контроль, принцип, проверка, экологическая функция, правонарушение
1. Петров В. В. Экологическое право России. М., 1995.
2. Анисимов А. П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду (конституционно-правовые аспекты): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 1997.
3. Бринчук М. М. Роль и значение государственного экологического контроля // Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля в России: материалы круглого стола (Москва, 9 апреля 2008 г.). М., 2008.
4. Харьков В. Н. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду институтами природоресурсного права // Современное право. 2014. № 7. С. 59-64.
5. Савин А. В. Проблемы совершенствования государственного экологического контроля в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011.
6. Бринчук М. М. Экологическое право: учебник. М., 2011.
7. Погодина Н. А., Карелин К. В. Соотношение контроля и надзора в российской правовой системе // Российская юстиция. 2012. № 3. С. 72-74.
8. Тарасов А. М. Обеспечение эффективного взаимодействия и координации при осуществлении государственного контроля - стратегия сегодняшнего дня. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Ганюхина О. Ю. Правовое регулирование экологического контроля в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
10. Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору: постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 903 // СЗ РФ. 2015. № 36. Ст. 5043.
11. Решение Алтайского краевого суда от 22 июня 2007 г. по делу № 3-54/2007. Доступ из справ.-правовой системы «КонслуьтантПлюс».
12. Панина И. А. Современные проблемы контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения с отходами в Российской Федерации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2015. № 4. С. 194-198.
13. Блажеев Я. А. Эколого-правовое регулирование отношений в нефтегазовом комплексе России: дис. … канд. юрид. наук. М., 2016.
14. Кошовская В. С. Правовая охрана окружающей среды при транспортировке нефти: дис. … канд. юрид. наук. М., 2016.
15. Доклад Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об осуществлении и эффективности государственного контроля (надзора). М., 2016.
16. Алексеева А. П. Ответственность за экологические правонарушения (преступления). // Пути развития российской юридической науки и образования в XXI веке: тезисы докладов науч.-практ. конф. (Волгоград, 25-26 октября 2001 г.). Волгоград, 2001. С. 129-132.
17. Анисимов А. П., Алексеева А. П., Мелихов А. И. Актуальные проблемы противодействия экологической преступности в России // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 3. С. 80-89.