В настоящее время современным подходом к повышению уровня реализации профессиональных функций сотрудников органов внутренних дел являются исследования эффективности профессиональной деятельности в контексте категории готовности, рассматривающейся с позиций системного, личностного и деятельностного подходов. В данном понимании готовность к деятельности характеризуется как сложное образование, включающее систему профессионально важных качеств и психических состояний, в своей совокупности обусловливающих быструю адаптацию сотрудника к профессиональным условиям, успешность осуществления профессиональной деятельности и определяющих направленность его профессионально-личностного роста. В статье рассматривается профессиографическая модель специалиста органов внутренних дел, которая включает нормативно-правовой, социально-коммуникативный, специальный и психофизический компоненты готовности к эффективной профессиональной деятельности. Модель специалиста представлена тремя составляющими: моделью деятельности специалиста, ориентированной на изучение профессиональных функций, условий труда, необходимых знаний умений и навыков, профессионально важных качеств; моделью подготовки специалиста, устанавливающей конкретные требования к обучению в учреждениях образования; моделью личности специалиста (профессиональные компетенции и профессионально важные качества).
модель специалиста, профессиографирование, компетенции и компетентность, готовность к деятельности, профессионально важные качества
1. Ломакина Т. Ю. Современные требования к разработке модели специалиста // Вестник Ленинградского государственного ун-та имени А. С. Пушкина. 2009. № 1. Т. 3. С. 100-113.
2. Смирнова Е. А. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. 136 с.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 304 с.
4. Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: учеб.-метод. пособие. М. : Изд-во Московского ун-та, 1992. 94 с.
5. Шаврук С. В., Петрович М. В. Компетентностная модель преподавателя в системе подготовки специалиста для государственного управления // Весцi БДПУ. 2012. № 2 (72). С.10-17.
6. Чирвоная Ю. М. Современная модель специалиста как фактор успешного трудоустройства // Веснiк ВДУ. 2014. № 3. С. 112-116.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
8. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие // под ред. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 539 с.
9. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: учеб. пособие. М.: Право и Закон, 1997. 320 с.
10. Третьяк В. Г., Александров С. Г., Луценко Е. В. Модель профессионально-значимых психологических качеств личности сотрудников ОВД // Вестник учебного отдела КЮИ МВД РФ. 2001. № 1. С. 37-41.