Актуальность данной статьи обусловлена изменениями, произошедшими в законодательстве, которое регламентирует деятельность отечественных образовательных учреждений по предоставлению услуг дополнительного профессионального образования. В статье раскрывается правовая основа системы дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, проводится анализ нормативных актов, регулирующих данную сферу, а также изменений, произошедших здесь. Рассматривается содержание обучения по образовательным программам, формы их реализации, значение дополнительного профессионального обучения для профессионального развития обучающихся, его место в системе непрерывного профессионального образования, отдельные вопросы кодификации национального законодательства об образовании. Схематично представлены виды дополнительного профессионального образования. Анализируются положения международных договоров и соглашений, регламентирующих вопросы непрерывного образования. На основании этого определена структура дополнительного профессионального образования МВД России, отмечается дефицит правовой разрешенности нормативного регулирования дополнительного профессионального образования.
дополнительное профессиональное образование, подготовка кадров для органов внутренних дел
1. Забелина О. В. Проблемы и задачи актуализации нормативно-правового обеспечения деятельности в сфере дополнительного профессионального образования // Инновационная эконо-мика: информация, аналитика, прогнозы. 2012. № 3.С. 31-33.
2. Иванов Л. В. О некоторых организационно-правовых проблемах дополнительного профессионального образования в системе МВД России // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 2 (30). С. 71-73.
3. Насонова И. А. О значении защиты прав участников уголовного процесса и проблемах преподавания учебного курса «Обеспечение прав личности в уголовном процессе» // Итоги работы Воронежского института МВД России в 1 семестре 2008/2009 учебного года и задачи по внедрению модульной технологии обучения: материалы учеб-метод. сбора руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего состава (Воронеж, 12-13 февраля 2009 г.). Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2009. С. 112-115.
4. Насонова И. А., Федотов И. С. Уголовный процесс для слушателей факультета заочного обучения: учеб. пособие. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2006.
5. Общие гуманитарные, общепрофессиональные и специальные дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования по специальности 021100 - Юриспруденция): учеб. пособие / И. А. Насонова [и др.]. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2005.
6. Тепшинова С. О. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного профессионального образования педагогов в свете нового образовательного законодательства // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 5-6.
7. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // СЗ РФ. № 2. Ст. 541.
8. Бычкова О. С. Проблема формирования психологической компетенции преподавателя технического вуза в непрерывном дополнительном профессиональном образовании // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2009. № 6 (10). С. 72-76.
9. Козлова Н. И. Дополнительное профессионально-педагогическое образование взрослых как структурный компонент концептуальной модели непрерывности обучения // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2013. Т. 1. № 33. С. 58-64.
10. Татарникова А. А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 144-149.
11. О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов: конвенция № 142 Международной организации труда (заключена в г. Женеве 23 июня 1975 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (принята в г. Болонье 19 июня 1999 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении Перечня образовательных учреждений МВД России и центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России, осуществляющих дополнительно первоначальную подготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в 2013 году: распоряжение МВД России от 13 мая 2013 г. № 1/4285. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО (вместе с «Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования»): письмо Минобрнауки России от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (вместе с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме): письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов): письмо Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».