Статья посвящена исследованию проблемы классификации систем электронного обучения. Раскрывается содержание понятия «электронное обучение» и его сущностные признаки. Проводится анализ представленных в научной литературе вариантов классификаций систем электронного обучения, выявляются их преимущества и ограничения. На основе обобщения полученных результатов выделяются два подхода к классификации электронного обучения: на основе внешних критериев (организационных, программных, технических) и внутренних критериев (педагогических аспектов обучения - целевых, содержательных и процессуальных). Предлагается авторская классификация систем электронного обучения, интегрирующая оба подхода и включающая следующие критерии различения видов электронного обучения: по субъектам проектирования; ресурсному обеспечению; организационным формам обучения; программной реализации; средствам коммуникации педагога и обучающегося; ценностно-целевым ориентирам; механизмам освоения содержания образования; роли обучающегося; роли педагога.
образовательный процесс, электронное обучение, классификация систем электронного обучения
1. Рубин Ю. Б. E-learning в России: от хаоса к глубокому укоренению // Высшее образование в России. 2006. № 3. С. 16-23.
2. Крюков А. В. Электронное обучение как инновационный продукт на рынке образова-тельных услуг. URL: https://pedsite.ru/ publicati-ons (дата обращения: 20.08.2017).
3. Системы управления обучением (LMS, СДО). URL: http://blog.uchu.pro (дата обращения: 20.08.2017).
4. Ручкин В. Н., Фулин В. А. Учебный контент информационной системы вуза как система. URL: http://elibrary.ru (дата обращения: 20.08.2017).
5. Гарцов А. Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009.
6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Понятия и категории. Вспомогательный проект портала «Хронос». URL: http://ponjatija.ru (дата обращения: 20.08.2017).
8. Красильников И. В. Классификация электронных средств обучения // Информационные технологии. 2012. № 9 (1). С. 75-78.
9. Красильников И. В. Способы классификации электронных обучающих систем // Сб. науч. трудов. 2009. Вып. 5. С. 76-86.
10. Multimedia im Hochschulbereich - Erster Bericht der BLK Staatssekretärs-Arbeitsgruppe. Materialien zur Bildungsplanung und Forschungsförderung, Heft 63, 2. Auflage, Bonn 1998. URL: http://www.blk-bonn.de/papers (дата обращения: 20.08.2017).
11. Электронное обучение: руководство по применению и внедрению в вузе / под ред. О. Зубиковой [и др.]. Костанай: Центрум, 2016.
12. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.
13. Кривошеев А. О. Компьютерные обучающие программы. Состояние и перспективы развития // Перспективные информационные технологии в высшей школе: материалы науч.-технич. конф. Самара, 1993. С. 18-20.
14. Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. С. Г. Антоновой, А. А. Вахрушева. М.: МГУП, 2004.
15. Горемичкін А. І. Введення у комп’ютерну педагогіку: навч. посіб. з основ комп’ютерної дидактики. Мелітополь: Вид. буд. ММД, 2008.
16. Балалаева Е. Ю. Иерархические классификации электронных средств обучения // Современная педагогика. 2015. № 4. URL: http://pedago-gika.snauka.ru (дата обращения: 20.08.2017).
17. Данильчук Е. В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: моногр. Волгоград: Перемена, 2002.
18. Коротков А. М. Готовность старшеклассников к учебной деятельности в компьютерной среде: методология, теория и практика формирования: моногр. Волгоград: Перемена, 2003.
19. Петров А. В. Методологические и методические основы личностно развивающего компьютерного образования: моногр. Волгоград: Перемена, 2001.
20. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: моногр. М.: Логос, 2012.
21. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развиваю-щего образования: методологические предпосылки и концепция: моногр. Волгоград: Перемена, 2012.